Главная > Мини-тракторы > Особенности эксплуатации мотоблоков и мотоорудий > Техническое обслуживание и основные регулировки
Техническое обслуживание и основные регулировки

Планово-предупредительная система технического обслуживания позволяет предупредить появление неисправностей и отказов, уменьшить вредное влияние старения, разрегулировок и изнашивания, сделать работу агрегатов в течение всего периода эксплуатации высокопроизводительной и экономичной. Зарубежные фирмы придают большое значение правильной организации технического обслуживания мотоблоков и мотоорудий. Фирма «Гольдони», например, имеет около трех тысяч станций технического обслуживания, расположенных по всей территории Италии. Эти станции обеспечены квалифицированным персоналом для выполнения всех видов обслуживания и ремонта выпускаемой фирмой продукции, в том числе и с выездом на места специально оборудованных для этих целей автофургонов фирмы «Гольдони», использование которых резко повышает оперативность и качество производимых работ.

Техническое обслуживание — это операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности мотоблока или мотоорудия и его узлов при использовании по назначению, при хранении и транспортировании.

Ремонт — это комплекс операций, предназначенных для восстановления исправности и работоспособности мотоблоков (мотоорудий) и их узлов. Восстановление работоспособности деталей, механизмов и узлов, нарушенной при эксплуатации из-за изнашивания и поломок, осуществляется с помощью эксплуатационного ремонта. Выполняется этот ремонт без изъятия мотоблока из эксплуатации, в отличие от ремонта капитального, когда мотоблок должен быть изъят из эксплуатации.

Операции по техническому обслуживанию делятся на моечно-очистительные, проверочно-смотровые, смазочные и регулировочные. Они выполняются обязательно, в отличие от ремонта, проводимого по мере необходимости. Периодичность проведения технического обслуживания представлена в табл. 7.4, где в качестве примера приводится периодичность технического обслуживания после наработки определенного числа моточасов для мотоорудий и мотоблоков. Сезонные технические обслуживания, выполняемые при переходе от весенне-летнего сезона к осенне-зимнему, и наоборот, обычно совмещаются с каким-либо техническим обслуживанием.
 
Таблица 7.4. Периодичность проведения технического обслуживания мотоблоков и мотоорудий

Марка мотоблока (мотоорудия) Периодичность обслуживания, мото-ч
ежедневно после обкатки после наработки
20 50* 50 100 200 300 500 1000
МК-1 +
+

+
+
+
МТЗ-05 +
+
+
+
+
+
Супер-600 +
+**
+
+
+
+***
МБ-1 **** +
КР

* После израсходования 50 л бензина.
** После 15 мото-ч.   
*** После  400 мото-ч., КР — капитальный  ремонт.
**** Для МБ-1 периодичность обслуживания двигателя 25мото-ч; трансмиссии — 50 мото-ч.                                   

Эксплуатации мотоблока (мотоорудия) с полной нагрузкой предшествует его обкатка, которая проводится как для новых, так и для капитально отремонтированных мотоблоков. В заводских условиях обкатка может быть кратковременной и не позволяет произвести полной приработки трущихся поверхностей узлов и механизмов. В этом случае при работе на полной нагрузке появляются повышенные износы, могут произойти задиры в сопряжениях и поломка деталей. Дополнительная обкатка, проводимая в полевых условиях, при нагрузке не превышающей 60 – 70 % от номинальной, обеспечивает более тщательную приработку деталей, что повышает надежность работы мотоблока с полной нагрузкой, т. е. при выполнении таких операций, как вспашка или фрезерование.

Периодичность и содержание операций технического обслуживания мотокультиватора МК-1, мотоблоков МТЗ-05 и «Кутаиси Супер-600» приведены в табл. 7.5, 7.6 и 7.7.

Рассмотрим кратко основные регулировки, выполняемые при техническом обслуживании мотоблоков и мотоорудий.

При регулировке карбюратора мотоблока МБ-1 необходимо выполнить следующие операции (рис. 7.3).

  1. Соблюдая осторожность, завернуть до упора винт 3 главного жиклера и винт 2 жиклера холостого хода, а затем отвернуть оба винта на 1,25 оборота.
  2. Запустить двигатель и после его прогрева до нормальной температуры перевести рычаг дроссельной заслонки на правой рукоятке штанги управления в положение «мин».
  3. Винтом 1 установить минимальную устойчивую частоту вращения холостого хода.
  4. Винтом 2 установить максимальную частоту вращения холостого хода.
  5. Винтом 1 установить минимальную устойчивую частоту вращения холостого хода.
  6. Повторить регулировку по пп. 4 и 5, обеспечив бесперебойную работу двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода.
  7. Перевести рычаг дроссельной заслонки в положение максимальной частоты вращения двигателя. При перебоях в работе двигателя, отворачивая винт 3 главного жиклера, обеспечить устойчивую работу двигателя.



Рис. 7.3. Внешний вид карбюратора КМБ-5 мотоблока МБ-1 «Нева» и расположение на нем регулировочных винтов

Таблица 7.5. Содержание и периодичность операций технического обслуживания мотокультиватора МК-1 «Крот»

Вид выполняемой   
работы
Периодичность обслуживания после наработки, мото-ч *
ежедневно 20 50 100 300
Очистка от грязи, промывка, протирка насухо
+
+
+
+
+
Протирка  поверхности топливом
+
+
+
+
+
Проверка отсутствия подтекания топлива, масла +
+
+
+
Проверка крепежа +
+
+
»      и регулировка привода дроссельной заслонки и сцепления +
+
+
+
Проверка  и  регулировка клиноременной передачи +
+
+
+
Замена масла в двигателе +
+
+
»    »    » редукторе +
+
+
+
Проверка уровня масла в двигателе и редукторе, доливка
+
+
+
Проверка зазора между электродами свечи +
+
+
+
Проверка зажигания +
» воздушного фильтра, продувка +
+
+
Промывка фильтрующего элемента
+
+
Замена фильтрующего элемента +
Промывка системы питания +
Удаление нагара в выхлопных окнах цилиндра, его головке, поршне, канавках поршневых колец +
Промывка глушителя в бензине
+
Смазывание тросов управления +
Подкраска поврежденных мест +

* Ориентировочное соотношение наработки в мото-часах и календарных сроков следующее: 20 мото-ч — 1 мес, 50 мото-ч — 3 мес; 100 мото-ч — 6 мес; 300 мото-ч — 12 мес.

Таблица 7.6. Содержание и периодичность операций технического обслуживания мотоблока МТЗ-05

Вид
выполняемой работы
Периодичность обслуживания после наработки, мото-ч
ежедневно 50 100 200 500 1000
Очистка двигателя от пыли, грязи, масла                    +
+
+
+
+
+
Промывка мотоблока  +
+
+
+
+
Проверка крепежа элементов двигателя и мотоблока +
+
+
+
+
+
Проверка уровня масла в двигателе +
+
+
+
+
+
Проверка и регулировка сцепления   и   привода  дроссельной заслонки +
+
+
+
+
+
Проверка давления масла на работающем двигателе +
+
+
+
+
Проверка отсутствия на работающем   двигателе   подтекания топлива, ненормальных шумов, стуков +
+
+
+
+
Удаление отстоя   из отстойника топливного бака +
+
+
+
+
+
Подтяжка крепежа головки цилиндра, если она снималась +
+
+
+
+
+
Промывка системы топливоподачи +
+
+
+
+
Замена масла в трансмиссии
+
+
+
+
»      »     » двигателе +
+
+
+
Промывка корпуса центрифуги +
+
+
+
»       воздушного фильтра +
+
+
+
+
Проверка зазора у клапанов +
+
+
+
+
Очистка контактов магнето и электродов свечи,  регулировка в ней зазора +
+
+
+
+
Проверка давления воздуха в шинах  +
+
+
+
+
Смазывание регулятора
+
+
+
+
Проверка герметичности клапанов +
+
+
Снятие цилиндра,  проверка состояния поршневых колец, посадки пальца в поршне и головке шатуна +
+
+
Очистка от нагара цилиндра, поршня, поршневых колец, камеры сгорания головки +
+
+
Промывка регулятора +
+
+
Смазывание кулачка прерывателя +
+
+
Проверка состояния собачек регулятора, промывка их +
+
+
Удаление нагара с электродов бегунка и крышки прерывателя, промывка +
+
Замена смазки в магнето +
+
Проверка состояния и промывка пускового ускорителя +
+
Очистка полости коленчатого вала +

Таблица 7.7. Содержание и периодичность операций технического обслуживания мотоблока «Кутаиси Супер-600»

Вид
выполняемой работы
Периодичность технического обслуживания после наработки (в мото-ч) или после израсходования следующего количества топлива (кг)
ежедневно (15 кг) 50 (75 кг) 100 (150 кг) 400 (600 кг)
Проверка уровня масла  в двигателе и в трансмиссии +
+
+
+
Промывка воздушного фильтра, замена масла +
+
+
+
Удаление отстоя из топливного бака +
+
+
+
Замена масла в трансмиссии +*
+**
+
Замена масла в двигателе +*
+**
+
Очистка топливного фильтра +
+
+
Очистка  клапана сапуна, если необходимо — замена прокладки +
+
+
Проверка   и подтяжка крепежа +
+
+
Проверка работоспособности узлов и агрегатов *** +
+
+
Очистка оребрения цилиндра, лопаток вентилятора, промывка двигателя +
+
+
Осмотр (при необходимости — замена) резиновых  втулок на рычагах  управления 
+
+
Очистка свечи зажигания от нагара, регулировка зазора +
+
Промывка топливного бака и карбюратора
+
Удаление иагара из глушителя +
Замена свечи (при необходимости) +
Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя +

* После 15 мото-ч обкатки,  
** После каждых 130 – 150 мото-ч.
*** При работе мотоблока.

Карбюратор К-60 В мотокультиватора МК-1 и мотоблока М-3 регулируется двумя винтами: винтом положения дроссельной заслонки и регулировочным винтом холостого хода; Для регулировки карбюратора следует произвести следующие операции.

  1. Снять корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом.
  2. Открыть с помощью рычажка воздушную заслонку, находящуюся во входном патрубке карбюратора.
  3. Вращением подпружиненного винта установить дроссельную заслонку шиберного типа так, чтобы щель между ее основанием и образующей воздушного канала, видимая через входной патрубок, имела ширину 2 – 2,5 мм.
  4. Регулировочный винт полностью ввернуть, а затем вывернуть на 0,5 – 1 оборота.
  5. Запустить и прогреть двигатель в течение 3 – 5 мин.
  6. Медленно отвернуть регулировочный винт, при этом частота вращения двигателя сначала будет возрастать, а затем снижаться. Началу снижения частоты вращения соответствует оптимальное положение регулировочного винта для данного положения винта (дроссельной заслонки).
  7. Отворачивая винт, снова снизить частоту вращения двигателя, а затем плавно завернуть регулировочный винт, вновь найдя его оптимальное положение.
  8. Повторять операции по пп. 6 и 7 до тех пор, пока не будет получена минимальная, но вполне устойчивая частота вращения двигателя. Эту устойчивость проверять резким открытием и закрытием дроссельной заслонки. Если двигатель останавливается в момент резкого открывания заслонки, то смесь немного обогатить, заворачивая регулировочный винт. Если двигатель останавливается в момент резкого закрывания дроссельной заслонки — смесь обеднить, отворачивая тот же винт.
  9. После окончания регулировки карбюратора собрать воздушный фильтр.

Проверка установки электронного магнето системы зажигания мотоблока М-3, а также мотокультиватора МК-1 производится путем контроля совмещения рисок на магнето и картере двигателя. При несовпадении этих рисок следует ослабить винты крепления магнето на картере, совместить риски поворотом магнето и надежно закрепить винты.

Для двигателя ДМ-1 мотоблока МБ-1 проверка установки электронного магнето заключается в контроле зазора между магнитом, установленным на вентиляторе-маховике, и статором. При этом следует осуществить следующие операции.

  1. Снять кожух вентилятора-маховика вместе со шнуровым стартером.
  2. Повернуть вентилятор-маховик таким образом, чтобы магнит маховика подошел под статор электронного магнето, а стрелка на вентиляторе-маховике совпала с правым башмаком статора.
  3. Щупом проверить величину зазоров между правым и левым башмаками статора и магнитом — она должна составлять 0,10 – 0,15 мм.
  4. Если необходимо отрегулировать величину зазора, то следует ослабить болты и, перемещая статор, установить необходимую величину поочередно для правого и левого башмаков.
  5. Подтянув болты, повторно проверить величину зазора и окончательно закрепить статор.

Осмотр, устранение неисправностей и регулировку свечи зажигания необходимо произвести в следующей последовательности.

  1. Вывернуть свечу, используя специальный ключ.
  2. Проверить по внешнему виду стальные и керамические детали свечи.
  3. Если камера, электроды и носик керамического изолятора свечи покрыты копотью, нагаром или маслом, их следует осторожно очистить, промыть чистым бензином, просушить и продуть сжатым воздухом.
  4. Проверить щупом зазор между центральным и боковым электродами, который должен быть в пределах 0,4 – 0,6 мм, и установить путем подгибания только, бокового электрода.
  5. Проверить работу свечи, для чего положить ее на двигатель и с помощью пускового устройства провернуть коленчатый вал, следя за появлением искры между электродами. Искра должна быть ярко-голубого цвета.
  6. Ввернуть свечу от руки до упора, предварительно установив уплотнительное кольцо, а затем довернуть ее ключом.

Очистка воздушных фильтров двигателя мотоблоков производится в соответствии с периодичностью технического обслуживания или по мере необходимости, если агрегат работает в условиях сильной запыленности. При этом для очистки; фильтра, например, мотоблока МБ-1 следует выполнить следующие операции.

  1. Отвернуть гайку-барашек крепления крышки воздушного фильтра.
  2. Снять крышку фильтра.
  3. Снять пористый элемент, выполненный из поролона, с сухого картонного элемента.
  4. Вымыть пористый элемент в бензине, керосине или мыльной воде.
  5. Пропитать пористый элемент в масле М12ГИ, излишки масла аккуратно отжать. Следует помнить, что выкручивать элемент нельзя во избежание его повреждения.
  6. Снять сухой элемент.
  7. Вымыть его сначала а теплой мыльной воде, а затем — в чистой. После этого элемент тщательно высушить на воздухе. Следует помнить, что сухой картонный элемент ничем не пропитывается.
  8. Собрать фильтр в обратном порядке.

В регулировочных работах по мотоблокам важное место занимают регулировки элементов трансмиссии. Так, регулировка механизма выключения сцепления мотоблока МТЗ-05 заключается в проверке величины свободного хода рычага сцепления, который должен быть равен на конце рычага 5 – 10 мм. Регулировка свободного хода производится с помощью регулировочного винта 20 (см. рис. 4.2). Если сцепление «ведет», то необходимо отпустить гайку 19 и ввернуть регулировочный винт 20. Если же сцепление «буксует», то регулировочный винт следует вывернуть. После регулировки сцепления регулировочный винт нужно законтрить, затянув гайку 19.

При регулировке клиноременной передачи мотокультиватора МК-1 поступают следующим образом.

  1. Снимают кожух клиноременной передачи.
  2. Ослабляют четыре гайки крепления двигателя.
  3. Включают рычаг сцепления и фиксируют его положение с помощью фиксатора.
  4. Перемещают двигатель в горизонтальном направлении и находят такое его положение, при котором расстояние между наружными поверхностями клинового ремня в поперечном направлении под натяжным роликом будет составлять 76 – 80 мм.
  5. Двигатель закрепляют, следя, чтобы боковые поверхности шкивов находились в одной плоскости.
  6. Ослабляют гайку крепления упора.
  7. С помощью линейки устанавливают величину зазора между упором и наружной поверхностью клинового ремня — он должен быть в пределах 1 – 3 мм.
  8. Закрепляют упор, затягивая гайку.
  9. Устанавливают на место кожух клиноременной передачи. Контролируют зазор между наружными поверхностями клинового ремня и ограничительной скобы, расположенной на внутренней поверхности кожуха, — он должен быть равен 1 – 3 мм.
К числу операций технического обслуживания можно отнести и замену клиновых ремней в трансмиссиях мотоблоков и мотоорудий. Замену ремня, например, заднего хода мотоблока МБ-1 следует осуществлять в следующей последовательности.
  1. Снять кожух клиноременной передачи.
  2. Снять заднюю направляющую планку ведомого шкива.
  3. Ослабить ключом крепление на оси подпружиненного ролика ремня заднего хода.
  4. Отжав ролик в сторону двигателя, из образовавшегося зазора между передней направляющей планкой и роликом вынуть ремень заднего хода.
  5. Снять ремень с ведомого шкива.
  6. На ведомый шкив и ролик надеть новый ремень заднего хода.
  7. Установить на место и закрепить снятые детали.

Сравнительно большей трудоемкости требуют операции регулировки зазора в зацеплении конических шестерен в главной передаче ведущего моста, например, в мотоблоке МТЗ-05. Регулировку необходимо проводить в случае повышенного шума главной передачи, что указывает на увеличенный боковой зазор. Уменьшение бокового зазора достигается переносом регулировочных прокладок из-под фланца правого рукава под фланец левого, без изменения общего числа прокладок под обоими фланцами. Нормальный боковой зазор между зубьями конических шестерен должен находиться в пределах 0,18 – 0,40 мм.

После регулировки бокового зазора необходимо проверить пятна контакта в зубьях. Для этого несколько зубьев одной из шестерен покрывают тонким слоем густо разведенной краски и проворачивают шестерню несколько раз в обе стороны. При правильной регулировке пятно контакта, полученное на зубе, должно занимать не менее половины его поверхности. При этом пятно должно располагаться в средней его части или ближе к вершине конуса (рис. 7.10, а). Правильное зацепление зубьев обеспечит надежную и длительную работу главной передачи без поломок.



Рис. 7.4. Пятна контакта на зубьях конических шестерен: а — нормальный зазор; б и в — перемещение ведущей шестерни по стрелке; г и д — перемещение ведомой шестерни по стрелке

Демонтаж шины колеса мотоблока следует провести следующим образом.

  1. Выпустить из камеры воздух.
  2. Сдвинуть оба борта покрышки с полок обода в его углубление со стороны, противоположной вентилю.
  3. Вставить две монтажные лопатки между бортами покрышки и ободом со стороны вентиля на расстоянии 10 см по обеим сторонам от него.
  4. Перетянуть через край обода сначала часть борта покрышки у вентиля, а затем и весь борт.
  5. Вынуть вентиль из отверстия в ободе, а затем и камеру  из покрышки.
  6. Повернуть колесо, сдвинув одну сторону борта покрышки в углубление обода, вставить с другой стороны лопатки и вынуть обод из покрышки.

Монтаж шины на обод необходимо выполнять на полу или на чистой площадке так, чтобы в покрышку при монтаже не попадали земля и грязь. Перед монтажом надо проверить состояние обода, покрышки и камеры. Обод должен быть чистым, без забоин и коррозии. Если забоины появились, их нужно зачистить, а грязь и коррозию удалить. После этого обод надо покрасить и просушить.

Шину следует монтировать в такой последовательности.

  1. Завести один борт покрышки через край обода, для чего надо надеть сначала один край борта, а затем при помощи лопаток перетянуть остальную его часть.
  2. Посыпать обтертую насухо камеру тонким слоем: талька, вложить ее в покрышку и расправить.
  3. Вентиль камеры вставить в отверстие обода.
  4. Завести через край обода второй борт покрышки, для этого надо сначала перетянуть часть борта, а затем при помощи монтажных лопаток — остальную часть.
  5. Перетягивание борта необходимо заканчивать у вентиля. При монтаже шины нужно следить за правильным положением вентиля, перекос которого недопустим.
  6. Ввернуть золотник в вентиль и накачать шину, следя за тем, чтобы покрышка располагалась на ободе концентрично, а ее края плотно прилегали к бортам обода.
  7. Проверить манометром давление воздуха в шине и, если оно не соответствует норме, то установить нужную величину.
  8. Проверить герметичность золотника вентиля и надеть на вентиль предохранительный колпачок.

Во исполнение требований Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. Все персональные данные, полученные на этом сайте, не хранятся, не передаются третьим лицам, и используются только для отправки товара и исполнения заявки, полученной от покупателя. Все, лица, заполнившие форму заявки, подтверждают свое согласие на использование таких персональных данных, как имя, и телефон, указанные ими в форме заявки, для обработки и отправки заказа.
Хранение персональных данных не производится.

Тип машины *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Производитель *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Год выпуска *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Наработка

Ваше имя *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваш телефон *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваша электронная почта