Крупнейшим производителем мотоблоков н микротракторов в Европе является основанная в 1926 г. итальянская фирма «Гольдони», которая выпускает ежегодно по 35 – 40 тыс. мини-тракторов, из которых 70 % составляют мотоблоки и мотоорудия, а 20 % — универсально-пропашные тракторы, значительная часть из которых по принятой в книге классификации относится к мини-тракторам. Всего в настоящее время фирма выпускает 70 моделей тракторов сельскохозяйственного назначения. Это предприятие располагается на площади 40 тыс. м2 в закрытых помещениях, в нем занято всего 500 человек. Однако фирма имеет хорошо налаженную кооперацию с более чем 250 промышленными предприятиями различных стран, которые активно участвуют в ее работе. В частности, двигатели к мини-тракторам «Гольдони» поставляют итальянские фирмы «Ломбардини» (Lombardini), «Руджерини» (Ruggerini), АКМЕ и др.
Фирма «Гольдони» не только экспортирует 40 % выпускаемой продукции в 84 страны мира, но и является одной из преуспевающих фирм-лицензиаров, заключившей лицензионные соглашения с фирмами Франции, Испании, Аргентины, Турции, а в 1982 г. — и с нашей страной.
Отличительной особенностью мотоблоков фирмы является переднее расположение двигателя, механическая шестеренная трансмиссия с задним расположением вала отбора мощности и часто с коническим сцеплением. Характерно, что фирма выпускает мотоблоки и большой мощности — до 15 кВт и более (серии 700, 500 и др.). Мотоблоки этих серий при необходимости могут применяться в виде энергетического модуля четырехколесного трактора с шарнирной рамой. В этом случае штанга управления заменяется рулевым механизмом с рулевым колесом, а поворот микротрактора осуществляется путем поворота энергетического модуля вокруг вертикальной оси сцепного устройства относительно задней полурамы микротрактора.
Этот опыт фирм «Гольдони», а также БЧС, которые на практике осуществляют конструктивное сочетание мотоблоков и микротракторов на единых или близких конструктивных решениях, подтверждает закономерность отнесения этих двух типов подвижных средств малой механизации к одной группе, называемой в данной книге мини-тракторами.
Фирма «Гутброд» (Gutbrod) является старейшим в мире предприятием, производящим мотоблоки и микротракторы. В последние десятилетия фирма выступает разработчиком нового модульного направления в конструировании мотоблоков, известного под названием «система Терра» (Terra). Основу этой системы составляет энергетический модуль, представляющий собой комплексную моторную установку, которая может соединяться с одним из трех технологических модулей — тяговым, косилочным или насосным. Быстроразъемное соединение исключает использование какого-либо инструмента, а технологические модули кроме основных рабочих органов могут иметь собственные трансмиссии, ходовые части и другое оборудование.
Успех, который сопутствовал системе «Терра», привел к тому, что подобные же принципы были заложены в мотоблоки фирм «Агрия» (Agria) и «Соло» (Solo), а фирма «Гутброд» продала лицензии на производство системы «Терра» фирмам Франции и других стран.
Крупнейшими фирмами Японии, выпускающими мини-тракторы, являются «Хонда» (Honda) — 200 тыс. мотоблоков в год, «Кубота» — около 190 тыс. мини-тракторов в год, «Исеки» (lseki) — около 100 тыс. мини-тракторов в год и др. Все эти фирмы производят не только мини-тракторы, но и шлейфы сельскохозяйственных орудий к ним. Свою продукцию японские фирмы экспортируют во многие страны мира. Характерной особенностью конструкций японского производства является широкое использование в трансмиссиях клиноременных передач. Клиновые ремни не только соединяют двигатель и шестеренный (цепной) редуктор в передаче усилия к ведущим колесам (органам) мотоблоков, но и используются в качестве механизма сцепления (путем введения управляемого натяжного ролика), а при двухременной передаче могут обеспечивать задний ход и удваивать число передач. Фирмы «Исеки» и «Янмар» (Yanmar) широко используют на мотоблоках дизели, причем первая из них — дизели с водяным охлаждением, что обеспечивает возможность мотоблокам длительно работать на стационарном режиме.
Французская фирма «Стоб» (Staub) сохраняет свои собственные традиции в конструкциях выпускаемых ею мотоблоков. Сюда относятся: переднее расположение двигателя и заднее — ВОМ, установка на одну и ту же модель мотоблока различных типов двигателей, автоматических сцеплений, механизмов отключения колес, заполнения шин водой для увеличения сцепной массы и т. д.
Среди других зарубежных фирм, специализирующихся на производстве мотоблоков и микротракторов, необходимо упомянуть следующие: «Комацу» (Komatsu), «Сато» (Sato), «Мицубиси» (Mitsubici), «Киорицу» (Kioritsu), «Кисейха» (Kiseha), «Такаката» (Tacacata), «Шибаура» (Shi-baura), «Мицуи» (Mitsui) и «Хиномото» (Hinomoto, Япония); «Бертолини» (Bertolini), «Паскуали» (Pascuali), БЧС (BCS), «Альпина» (Alpina) и «Вальпадана» (Valpadana, Италия); «Хако» (Hako); «Буйе» (Воиуег) и Мотостандарт» (Motostandardt, Франция); «Разант» (Razant, Австрия); «Рапид» (Rapid) и «Симар» (Simar, Швейцария); «Норлетт» (Norlett, Норвегия); «Кейс» (Case), «Форд» (Ford), «Грейвели» (Graveli), «Джон Дир» (John Deere) «Интернэйшнл Харвестер» (International Harvester), «Месси Фергюсон» (Massey Ferguson) и «Гилсон» (Gilson, США).
Из большого числа типов и моделей выпускаемых перечисленными фирмами мотоблоков и мотоорудий в настоящей работе отобраны технические данные и элементы тех конструкций, которые представляют, на наш взгляд, наибольший интерес для использования зарубежного опыта. В табл. 1.1 и 1.2 представлены технические характеристики мотоорудий и мотоблоков как уже рассмотренных, так и тех, которые будут рассмотрены далее.
Анализ табл. 1.2 четко показывает, что энергонасыщенность мотоблоков находится в пределах 20 – 50 кВт/т. Рекомендации ВИСХОМа, полученные по результатам испытаний мотоблоков, дают основание ориентировочно в качестве оптимального предела принять энергонасыщенность 36,8 – 47,8 кВт/т. Тяговое усилие, соответствующее указанной энергонасыщенности, должно быть не менее 1 кН на скорости 3 – 4 км/ч при работе в среднетяжелых почвенных условиях. Необходимо иметь в виду, что в таблицах этой главы указана максимальная мощность двигателей по SAE.
На рис. 1 приведены результаты анализа мощностей двигателей 109 моделей мотоблоков различных зарубежных фирм. Можно видеть, что по уровням мощности мотоблоки подчиняются нормальному закону распределения. Наибольшее распространение имеют мотоблоки с двигателями мощностью 4,4 – 5,2 кВт. Большее значение указанной мощности совпадает с расчетом максимальной потребной ее величины для мотоблока массой 150 кг при рабочей скорости на вспашке 3 км/ч, которая с учетом 25 %-ного запаса должна быть не менее 5,21 кВт.
Рис. 1. Кривая нормального распределения моделей мотоблоков по мощности установленных двигателей
В табл. 1.2 приведены технические характеристики некоторых микротракторов, выпускаемых фирмами «Кейс» и«Боулес-Хаски; в табл. 1.3 — технические характеристики микропогрузчиков бельгийской фирмы «Бобкет». Необходимо отметить, что подобные конструкции микропогрузчиков разрабатываются и подготавливаются к выпуску в нашей стране.
Таблица 1.1
Технические характеристики мотоорудий некоторых фирм и стран
Характеристики
|
Россия
|
«Агрострой» (Чехия)
|
БЧС (Италия)
|
«Янмар»
|
«Исеки»
|
Япония
|
Модель (серия)
|
МК-1 «Крот»
|
МК-0,85 «Серна»
|
КММ-1
|
MF-73
|
601
|
612
|
LB600
|
MC-1
|
Назначение
|
Фреза
|
Косилка
|
Косилка
|
Косилка |
Косилка |
Универсальная косилка
|
Жатка-сноповязалка
|
Фреза
|
Масса, кг
|
50
|
42
|
60
|
—
|
80
|
115
|
200
|
26,5
|
Габаритные размеры (макс.), мм:
|
длина
|
1300
|
1420
|
1410
|
—
|
—
|
—
|
2000
|
910
|
ширина
|
800
|
970
|
1710
|
—
|
—
|
—
|
950
|
600
|
высота
|
810
|
1000
|
1080
|
—
|
—
|
—
|
1130
|
930
|
Ширина колеи, мм
|
290
|
—
|
86 - 1145
|
—
|
—
|
—
|
490 - 605
|
—
|
Дорожный просвет, мм
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Двигатель:
|
тип
|
2-К
|
2-К |
2-К |
4-К
|
4-К |
4-К |
4-К |
2-К |
число и расположение цилиндров
|
1-Н
|
1-Н
|
1-В
|
1-В
|
— |
— |
1-В
|
1
|
рабочий объем, см3
|
60 |
— |
— |
258
|
— |
— |
100
|
— |
Мощность, кВт
|
1,8
|
1,8
|
2,9
|
5,15
|
6
|
6
|
2,6
|
1,6
|
Частота вращения, мин-1
|
2220
|
2200
|
— |
3500
|
— |
— |
1800
|
— |
Тип трансмиссии |
РЦ
|
Р
|
Ш
|
Ш
|
Ш
|
Ш
|
Р
|
Ш
|
Число передач:
|
вперед
|
1
|
— |
— |
2
|
3
|
5
|
3
|
1
|
назад
|
нет
|
— |
— |
1
|
1
|
2
|
1
|
— |
Скорость, км/ч:
|
вперед |
— |
1,9 – 7,0
|
4
|
3,5 – 11 |
2,4 – 10
|
1 – 12
|
— |
— |
назад
|
нет
|
нет
|
— |
3,5
|
3
|
1,3 – 5 |
— |
— |
Ширина захвата, м
|
0,33 – 0,83
|
0,85
|
— |
— |
0,8
|
1,27 – 1,4
|
0,58
|
0,5
|
Примечание: 2(4)-К — двухтактный (четырехтактный) карбюраторный; Н — наклонное расположение цилиндра; В — вертикальное; РЦ — ременная; Ш — шестеренная.
Таблица 1.2
Технические характеристики мотоблоков и микротракторов
Характеристика
|
Россия
|
«Робикс-Веспрем» (Венгрия) |
«Агропром Ичин» (Чехия) |
«Предом-Меско» (Польша) |
Модель (серия)
|
МБ-1
|
М-3
|
МТЗ-0,5
|
«Риони-2»
|
«Кутаиси Супер-600»
|
«Роби-151»
|
«Мепол-Терра»
|
JRP-1
|
Колесная формула |
2X2
|
2X2
|
2X2 |
2X2
|
2X2
|
2X2
|
2X2
|
1X1
|
Масса, кг |
100
|
59
|
135
|
175
|
90
|
67
|
—
|
—
|
Габаритные размеры (макс), мм:
|
длина |
1600
|
—
|
1800
|
1315
|
1650
|
—
|
1550
|
—
|
ширина |
600
|
—
|
1070
|
985
|
1420
|
—
|
500
|
—
|
высота |
980
|
—
|
850
|
775
|
510
|
—
|
870
|
—
|
Ширина колеи, мм
|
310
|
350 |
450 – 700
|
500
|
480
|
—
|
350 – 610
|
—
|
Дорожный просвет, мм |
158
|
135
|
300
|
145
|
165
|
— |
— |
— |
Двигатель:
|
тип |
4-К
|
2-К
|
4-К
|
2-К
|
4-К
|
2-К
|
2-К
|
2-К
|
число и расположение цилиндров |
1-В
|
1-В
|
1-В
|
1-В
|
1-В
|
1-Г
|
1-Г
|
1-В
|
рабочий объем, см3 |
316
|
61
|
245
|
293
|
300
|
153
|
123
|
125
|
Мощность, кВт |
3,7
|
1,5
|
3,7
|
3,7
|
5,1
|
3,7
|
3,7
|
2,9 |
Частота вращения, мин-1 |
3200
|
5000
|
3000
|
3000
|
3600
|
4500 |
5000
|
— |
Тип трансмиссии |
РЦ
|
Ш
|
Ш
|
Ш
|
Ш
|
— |
— |
— |
Число передач: |
вперед2 |
2
|
2
|
4
|
2
|
6
|
3
|
2
|
— |
назад |
2
|
нет
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
— |
Частота вращения ВОМ, мин-1 |
— |
1000
|
1000
|
— |
790
|
— |
92 – 142
|
— |
Скорость, км/ч:
|
вперед |
2,5 – 9
|
3,1 – 11,0
|
2,2 – 9,5
|
1,6 – 6,4
|
1,4 – 7,3
|
— |
3,2 – 11,4
|
3,8 – 8
|
назад |
— |
— |
2,5 – 4,5
|
1,5 – 5,8
|
1,7 – 2
|
— |
— |
3,9
|
|
Характеристика |
«Предом-Меско» (Польша) |
«Хонда» (Япония) |
БЧС (Италия) |
«Агрия» (Германия) |
«Стоб» (Франция) |
Модель (серия) |
PJS-1 |
F400 |
F600 |
204 |
725 |
755 |
2100 |
РР2ХД |
Колесная формула |
2X2 |
2X2 |
2X2 |
2X2 |
2X2 |
2X2 |
1X1 |
2X2 |
Масса, кг |
190 |
45 |
77 |
30 |
60 |
200 |
45 |
— |
Габаритные размеры (макс), мм:
|
длина
|
2390
|
1440
|
1675
|
— |
— |
— |
— |
— |
ширина |
1100
|
620
|
665
|
— |
— |
— |
— |
— |
высота |
1160
|
880
|
1180
|
— |
— |
— |
— |
— |
Ширина колеи, мм
|
600 – 1000 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
165 – 500 |
Дорожный просвет, мм
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Двигатель:
|
тип |
2-К |
4-К |
4-К |
4-К |
4-Д (К) |
4-Д |
2-К |
4-Д |
число и расположение цилиндров
|
2-В
|
1-
|
1-Н
|
1-
|
1-В
|
1-В
|
1-В |
1-В |
рабочий объем, см3
|
250
|
144
|
197
|
—
|
—
|
—
|
—
|
325
|
Мощность, кВт |
5,9 |
2,6 |
3,7 |
3,7 |
6
|
10,3 |
4,8 |
— |
Частота вращения, мин-1
|
— |
3600
|
3600
|
3600
|
3600
|
— |
— |
3600
|
Тип трансмиссии |
— |
Р + ШЦ |
Р+ШЦ |
Ш |
Ш |
Ш |
Ш |
Р |
Число передач:
|
вперед
|
— |
4
|
6
|
2
|
5
|
5
|
3
|
3
|
назад |
— |
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
3
|
2
|
Частота вращения ВОМ, мин-1
|
— |
1150; 2210 |
730: 2160 |
920 |
965 |
— |
— |
825 |
Скорость, км/ч:
|
вперед |
3,5 – 15
|
до 15
|
до 15
|
2,2 –4,5 |
1,2 – 13
|
1,2 – 11
|
— |
1,9 – 14,6
|
назад |
3,9
|
— |
— |
2,6
|
1,4 – 3,9
|
1,4 – 4,5
|
— |
2,3 – 4,1
|
|
Характеристика
|
«Норлетт» (Норвегия)
|
«Гольдони» (Италия)
|
«Агрострой» (Чехия)
|
«Раба» (Венгрия)
|
«Боуленс-Хаски» (США)
|
«Кейс» (США)
|
Модель (серия)
|
8000
|
«Моидиал-100»
|
«Супер Специал 140»
|
TZ-4K-14
|
15
|
1256
|
117 |
442
|
Колесная формула
|
2Х2
|
2Х2 |
2Х2 |
4Х4
|
4Х4 |
4Х2 |
4Х2 |
4Х2 |
Масса, кг
|
—
|
116
|
238
|
879
|
870
|
267
|
176
|
347
|
Габаритные размеры (макс.), мм:
|
длина
|
— |
1650
|
1650
|
2750
|
2750
|
1588
|
1511
|
1778
|
ширина
|
— |
700
|
700
|
1170
|
1170
|
— |
813
|
1041
|
высота
|
— |
700
|
700 |
1300
|
1300
|
— |
917
|
1105
|
Ширина колеи, мм
|
— |
— |
— |
1000
|
900
|
— |
— |
850
|
Дорожный просвет, мм
|
— |
— |
— |
290
|
— |
178
|
133
|
279
|
Двигатель:
|
тип
|
4-К
|
4-К(Д)
|
4-Д
|
2-Д
|
4-Д
|
4-К
|
4-К
|
4-К
|
число и расположение цилиндров
|
1-В
|
1-В
|
1-В
|
1-В
|
1-В
|
— |
— |
— |
рабочий объем, см3 |
— |
— |
— |
660
|
817
|
— |
— |
— |
Мощность, кВт
|
6
|
5,9
|
7,4
|
9,6
|
10,7
|
8,8
|
5,2
|
8,8
|
Частота вращения, мин-1
|
— |
— |
— |
2200
|
2400
|
3600
|
— |
— |
Тип трансмиссии
|
РЦ
|
Ш
|
Ш
|
Ш
|
Ш
|
ГО+Ш
|
ГО+Ш
|
ГО+Ш |
Число передач:
|
вперед
|
2
|
3
|
6
|
4
|
4
|
2(Б)
|
2(Б) |
2(Б) |
назад |
1
|
1
|
2
|
4
|
4
|
2(Б) |
2(Б) |
2(Б) |
Частота вращения ВОМ, мин-1
|
— |
790
|
790
|
825
|
— |
3600
|
— |
— |
Скорость, км/ч: |
вперед |
— |
— |
— |
2,3 – 16,5
|
2,5 – 18
|
0 – 12,8
|
0 – 12,5
|
0 – 12,5
|
назад |
— |
— |
— |
1,8 – 12,7
|
1,9 – 13,9
|
0 – 6,4
|
0 – 12,5
|
0 – 12,5
|
Примечание: 4-Д — четырехтактный дизель; Р+ШЦ — ременная (в роли сцепления) + шестеренно-цепная трансмиссия; Г — горизонтальное расположение цилиндра; ГО — гидрообъемная трансмиссия, Б — ступенчатая.
Таблица 1.3
Технические характеристики микропогрузчиков фирмы «Бобкет» (Бельгия)
Характеристика |
Модель |
440
|
443 |
543 |
310 |
Масса, кг
|
870 |
985 |
1305 |
760 |
Габаритные размеры (без орудий), мм:
|
длина
|
1850 |
1850 |
2083 |
— |
ширина |
900 |
900 |
1199 |
— |
высота
|
1817 |
1817 |
1848 |
— |
Ширина колеи, мм
|
747 |
747 |
965 |
— |
Дорожный просвет, мм
|
149 |
149 |
183 |
— |
База, км
|
722 |
722 |
787 |
— |
Двигатель:
|
тип
|
4-К |
4-Д |
4-Д |
4-К |
число цилиндров
|
2
|
3
|
3
|
1
|
рабочий объем, см3
|
690 |
760 |
930 |
— |
Мощность, кВт
|
12,7 |
11,8 |
15,2 |
11,8 |
Частота вращения, мин-1
|
3600 |
3000 |
3000 |
3600 |
Система охлаждения
|
Воздушная
|
Водяная |
Водяная |
Воздушная |
Трансмиссия
|
Реверсивная, гидрообъемная
|
Реверсивная, 2-скоростная, электрическая
|
Подача гидронасоса, л/мин |
25,7 |
25,7 |
31,4 |
27,6 |
Номинальная грузоподъемность ковша, кг
|
272 |
272 |
363 |
227 |
Примечание. Колесная формула 4X4. |