Главная > Мини-тракторы > Трансмиссии мини-тракторов > Гидрообъемные трансмиссии
Гидрообъемные трансмиссии

Рассмотренные конструкции трансмиссий мини-тракторов предусматривают ступенчатое изменение их скорости движения и тягового усилия. Для более полного использования тяговых возможностей, особенно микротракторов и микропогрузчиков, большой интерес представляет применение бесступенчатых передач и, в первую очередь гидрообъемных трансмиссий. Такие трансмиссии имеют следующие преимущества:

  1. высокую компактность при небольшой массе и габаритных размерах, что объясняется полным отсутствием или применением меньшего числа валов, шестерен, муфт и других механических элементов. По массе, приходящейся на единицу мощности, гидравлическая трансмиссия мини-трактора соизмерима, а при высоких рабочих давлениях превосходит механическую ступенчатую трансмиссию (8 – 10 кг/кВт для механической ступенчатой и 6 – 10 кг/кВт для гидравлической трансмиссии мини-тракторов);
  2. возможность реализации больших передаточных чисел при объемном регулировании;
  3. малую инерционность, обеспечивающую хорошие динамические свойства машин; включение и реверсирование рабочих органов может осуществляться на доли секунды, что приводит к повышению производительности сельскохозяйственного агрегата;
  4. бесступенчатое регулирование скорости движения и простую автоматизацию управления, что улучшает условия труда водителя;
  5. независимое расположение агрегатов трансмиссии, позволяющее наиболее целесообразно разместить их на машине: мини-трактор с гидравлической трансмиссией может быть скомпонован наиболее рационально с точки зрения его функционального назначения;
  6. высокие защитные свойства трансмиссии, т. е. надежное предохранение от перегрузок основного двигателя и системы привода рабочих органов благодаря установке предохранительных и переливных клапанов.

Недостатками гидробъемной трансмиссии являются: меньший, чем у механической трансмиссии, коэффициент полезного действия; более высокая стоимость и необходимость использовать качественные рабочие жидкости с высокой степенью чистоты. Однако применение унифицированных сборочных единиц (насосов, гидромоторов, гидроцилиндров и т. д.), организация их массового производства с использованием современной автоматизированной технологии позволяют снизить себестоимость гидрообъемной трансмиссии. Поэтому сейчас увеличивается переход на массовый выпуск тракторов с гидрообъемной трансмиссией, и прежде всего садово-огородных, предназначенных для работы с активными рабочими органами сельскохозяйственных машин.

В трансмиссиях микротракторов уже более 15 лет используются как простейшие схемы гидрообъемных трансмиссий с нерегулируемыми гидромашинами и дроссельным регулированием скорости, так и современные передачи с объемным регулированием. Примером простейшей гидропередачи служит трансмиссия микротрактора «Кейс» схема компоновки которой на машине показана на рис. 7. Насос 5 шестеренного типа с постоянным рабочим объемом (нерегулируемый подачей) крепится непосредственно к дизелю микротрактора. В качестве гидромотора 3, куда устремляется через клапанно-распределительное регулирующее устройство 10 нагнетаемый насосом 5 поток масла, используется одновинтовая (роторная) гидромашина оригинальной конструкции. Винтовые гидромашины выгодно отличаются от зубчатых тем, что обеспечивают почти полное отсутствие пульсации гидравлического потока, имеют малые размеры при больших подачах, а кроме того, бесшумны в работе. Винтовые гидромоторы при небольших размерах способны развивать большие вращающие моменты на малых скоростях вращения и высокие скорости при малых нагрузках. Однако широкого применения винтовые гидромашины в настоящее время не имеют из-за низкого КПД и высоких требований к точности изготовления.

Гидромотор 3 крепится через двухступенчатую коробку передач 2 к заднему мосту 1 микротрактора. Коробка передач обеспечивает два режима движения машины: транспортный и рабочий. Внутри каждого из режимов скорость микротрактора бесступенчато изменяется от 0 до максимума при помощи рычага 4, который служит также для реверсирования машины. При перемещении рычага 4 из нейтрального положения от себя микротрактор увеличивает скорость, двигаясь вперед, при повороте в обратном направлении обеспечивается движение задним ходом.

При нейтральном положении рычага 4 масло не поступает в трубопроводы 11, а следовательно, в гидромотор 3. Масло направляется от регулирующего устройства 10 непосредственно в трубопровод 8 и далее в масляный радиатор 7, масляный бак 6 с фильтром, а затем по трубопроводу 9 возвращается в насос 5. При нейтральном положении рычага 4 ведущие колеса 12 микротрактора не вращаются, так как гидромотор 3 отключен. При повороте рычага 4 в обратном направлении перепуск масла в регулирующем устройстве прекращается, а направление его потока в трубопроводах 11 меняется на обратное. Этому соответствует обратное вращение гидромотора 3, а следовательно, и движение микротрактора задним ходом.

В микротракторах «Боуленс-Хаски» (Bolens-Husky, США) для управления гидрообъемной трансмиссией используется двухконсольная ножная педаль (рис. 4.14). В этом случае нажатию педали носком ноги соответствует движение микротрактора вперед (положение П), а пяткой — движение назад (положение З). Среднее фиксированное положение Н является нейтральным, а скорость машины (вперед и назад) увеличивается по мере увеличения угла поворота педали от ее нейтрального положения.

 Рис. 4.14. Ножная двухконсольная педаль микротрактора «Боуленс-Хаски» для управления режимами работы гидрообъемной трансмиссии

 

Рис. 4.15. Задний ведущий мост микротрактора «Кейс»

На рис. 4.15 представлен внешний вид заднего ведущего моста микротрактора «Кейс» со вскрытой крышкой двухступенчатой коробки передач, совмещенной с главной передачей и трансмиссионным тормозом 6. К совмещенному картеру 12 заднего моста с двух сторон закреплены кожухи левой 1 и правой 7 полуосей, на концах которых расположены фланцы 8 крепления колес. Перед левой боковой стенкой картера 12 установлен гидромотор 2, выходной вал которого соединен с первичным валом коробки передач. На внутренних концах полуосей находятся полуосевые цилиндрические шестерни 9 и 11 с прямыми зубьями, входящими в зацепление с зубьями шестерен 4 и 5 коробки передач. Между шестернями 9 к 11 размещен механизм блокирования полуосей между собой. Переключение режимов работы гидрообменной трансмиссии (передач в коробке передач) осуществляется от механизма 3, который позволяет установить либо рабочий режим, вводя в зацепление шестерни 5 и 9, либо транспортный, вводя в зацепление шестерни 4 и 11. При замене масла опорожнение совмещенного картера производится через спускное отверстие, закрываемое пробкой 10.

Упрощенная (с одним гидромотором) принципиальная гидравлическая схема гидропривода с замкнутой циркуляцией жидкости и объемным регулированием приведена на рис. 4.16. Основой системы являются регулируемый насос 2 и нерегулируемый гидромотор 9. Насос и гидромотор — аксиально-поршневого типа. Насос 2 подает жидкость по магистральным трубопроводам 1 к гидромотору 9. Давление в магистрали слива поддерживается при помощи системы подпитки, состоящей из вспомогательного насоса 3, фильтра 5, переливного клапана 6 и обратных клапанов 7. Насос 3 забирает жидкость из гидробака 4. Давление в напорной магистрали ограничивается предохранительными клапанами 8. При реверсировании передачи магистраль слива становится напорной (и наоборот), поэтому устанавливаются по два обратных и два предохранительных клапана. Аксиально-поршневые гидромашины при передаче равной мощности по сравнению с другими гидромашинами отличаются наибольшей компактностью; их рабочие органы имеют малый момент инерции.

Конструкция гидропривода и аксиально-поршневой гидромашины показана на рис. 4.17. Подобная гидротрансмиссия установлена, в частности, на микропогрузчиках «Бобкет». Дизель микропогрузчика приводит в движение основной 4 (через вал 5) и вспомогательный подпиточный 10 насосы (вспомогательный насос может быть выполнен шестеренным). Жидкость от насоса 4 под давлением по магистрали 7 поступает через предохранительные клапаны 12 к гидромоторам 13, которые через понижающие редукторы приводят во вращение звездочки цепных передач (на схеме отсутствуют), а от них — и ведущие колеса 15. Подпиточный насос 10 подает жидкость из бака 14 к фильтру 9. После фильтрации жидкость подводится через обратные клапаны 8 к магистральным гидролиниям.  После заполнения магистральных гидролиний жидкость отводится через переливной клапан 11 обратно  в  гидробак 14.

 Рис. 4.16. Принципиальная гидравлическая схема гидропривода с замкнутой циркуляцией жидкости и объемным регулированием

Обратимые аксиально-поршневые гидромашины (насос-моторы) бывают двух видов: с наклонным диском и с наклонным блоком. Конструкция первой из этих гидромашин показана на рис. 4.17. В гидромашинах с наклонным диском 1 блок цилиндров 3 не только вращается в корпусе насоса 4 соосно с валом 5, но поршни 2 в цилиндрах 3 совершают возвратно-поступательное движение. Варьирование передаточного числа достигается плавным изменением рабочего объема насоса. Поршни 2 упираются торцами в диск 1, который может поворачиваться вокруг оси 16. За половину оборота вала 5 Поршень 2 переместится в одну сторону на полный ход. Рабочая жидкость от гидромоторов 13 (по линии всасывания 6) входит в цилиндры 3. За следующую половину оборота вала 5 жидкость будет поршнями 2 вытолкнута в напорную магистраль 7 к гидромоторам 13. Подпиточный насос 10 восполняет утечки, собираемые в баке 14.

 Рис. 4.17. Конструкция гидропривода и гидромашины с замкнутой циркуляцией жидкости и объемным регулированием

Изменяя угол β наклона диска 1, меняют производительность насоса при неизменной скорости вращения вала 5. Когда диск 1 находится в вертикальном положении (показано на рис. 4.17 штриховыми линиями), гидронасос не перекачивает жидкость (режим его холостого хода). При наклоне диска 1 в другую сторону от вертикального положения изменяется на обратное направление потока жидкости: магистраль 6 становится напорной, а магистраль 7 — всасывающей. Микропогрузчик получает задний ход. Параллельное присоединение к насосу 4 гидромоторов 13 левого и правого борта микропогрузчика придает трансмиссии свойства дифференциала, а раздельное управление наклонными дисками гидромоторов 13 дает возможность изменять их относительную скорость, вплоть до получения вращения колес одного борта в обратную сторону.

В машинах с наклонным блоком ось вращения наклонена к оси вращения ведущего вала на угол β. Вал и блок вращаются синхронно благодаря применению карданной передачи. Рабочий ход поршня пропорционален углу β. При β = 0 ход поршня равен нулю. Блок цилиндров наклоняется при помощи гидравлического сервоустройства.

Обратимая гидромашина (насос-мотор) состоит из качающего узла, установленного внутри корпуса. Корпус закрыт передней и задней крышками. Разъемы уплотнены резиновыми кольцами.

Качающий узел гидромашины установлен в корпусе и зафиксирован стопорными кольцами. Он состоит из приводного вала, вращающегося в подшипниках, семи поршней с шатунами, блока цилиндров, центрируемого сферическим распределителем и центральным шипом. Поршни завальцованы на шатунах и установлены в цилиндры блока. Шатуны укреплены в сферических гнездах фланца приводного вала. Блок цилиндров вместе с центральным шипом отклонен на угол 25° относительно оси приводного вала, поэтому при синхронном вращении блока и приводного вала поршни совершают возвратно-поступательное движение в цилиндрах, всасывая и нагнетая рабочую жидкость через каналы в распределителе (при работе в режиме насоса). Распределитель неподвижно установлен и зафиксирован относительно задней крышки штифтом. Каналы распределителя совпадают с каналами крышки.

За один оборот приводного вала каждый поршень совершает один двойной ход, при этом поршень, выходящий из блока, засасывает рабочую жидкость, а при движении в обратном направлении вытесняет ее. Количество рабочей жидкости, нагнетаемое насосом (подача насоса), зависит от частоты вращения приводного вала.

При работе гидромашины в режиме гидромотора жидкость поступает из гидросистемы через каналы в крышке и распределителе в рабочие камеры блока цилиндров. Давление жидкости на поршни передается через шатуны на фланец приводного вала. В месте контакта шатуна с валом возникают осевая и тангенциальная составляющие силы давления. Осевая составляющая воспринимается радиально-упорными подшипниками, а тангенциальная создает вращающий момент на валу. Вращающий момент пропорционален рабочему объему и давлению гидромотора. При изменении количества рабочей жидкости или направления ее подачи изменяются частота   и   направление  вращения   вала гидромотора.

Аксиально-поршневые гидромашины рассчитаны на высокие значения номинального и максимального давлений (до 32 МПа), поэтому они имеют незначительную удельную металлоемкость (до 0,4 кг/кВт). Полный КПД достаточно высок (до 0,92) и сохраняется при снижении вязкости рабочей жидкости до 10 мм2/с. Недостатками аксиально-поршневых гидромашин являются высокие требования к чистоте рабочей жидкости и точности изготовления цилиндропоршневой группы.


Во исполнение требований Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. Все персональные данные, полученные на этом сайте, не хранятся, не передаются третьим лицам, и используются только для отправки товара и исполнения заявки, полученной от покупателя. Все, лица, заполнившие форму заявки, подтверждают свое согласие на использование таких персональных данных, как имя, и телефон, указанные ими в форме заявки, для обработки и отправки заказа.
Хранение персональных данных не производится.

Тип машины *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Производитель *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Год выпуска *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Наработка

Ваше имя *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваш телефон *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваша электронная почта