К ремонту электрооборудования (ЭО) трактора можно приступать, лишь полностью изучив инструкцию по эксплуатации и обслуживанию. Большинство неисправностей ЭО вызваны несколькими простыми причинами:
- выходом из строя финишного элемента (лампы, сигнала, тягового реле и пр.);
- отсутствием контактов в нужном месте (отсутствием «массы», коррозией, обрывом проводов);
- возникновением паразитного контакта — коротким замыканием на «массу»;
- окислением, которое сопровождается понижением напряжения и сильным разогревом дефектного контакта;
- подгоранием контактов тягового реле стартера;
- нарушением контакта в переключателях.
Поиск неисправностей — диагностирование по логической схеме осуществляется с контрольной лампой с мощностью более 20 Вт (например, А12-21), или тестером (омметром и вольтметром).
Наиболее типичные неисправности ЭО и методы их устранения.
Неисправность
|
Как исправить |
Отсутствует напряжение в бортовой электросети после включения выключателя «массы» |
- проверить контакты в месте подключения проводов к элементам АКБ;
-
проверить исправность предохранителя F1, установленного под капотом трактора на двигателе;
-
проверить исправность цепи, ведущей от АКБ к предохранителю.
|
После запуска дизеля отсутствует зарядка.
|
- проверить состояние ремня привода генератора и регулировку натяжения;
-
проверить исправность предохранителя F1;
-
с помощью указателя напряжения проверить величину регулируемого
напряжения генератора, которое должно быть равно 13,2 –14,1 В для винта
посезонной регулировки в положении «Лето», или 14,2 – 15,2 В - в
положении «Зима»;
-
проверить надежность контактов в цепи, ведущей от генератора к указателю напряжения.
Проверку следует проводить при номинальных оборотах дизеля и включенных рабочих фарах.
|
Аккумуляторная батарея систематически недозаряжается |
- проверить величину регулируемого напряжения и, если оно ниже
допустимого - установить винт посезонной регулировки генератора в
положение «Зима», или заменить ИРН (интегральный регулятор напряжения);
-
проверить техническое состояние АКБ;
-
проверить надежность контактов клемм проводов, ведущих от генератора к
АКБ, исключив возможность сопротивления, вызванного из-за слабого
контакта или окисления.
|
Стартер развивает низкие пусковые обороты. |
а) устранить возможное ослабление крепления или окисление клемм силовой цепи:
-
на аккумуляторных батареях;
-
на выключении «массы», в том числе винтах крепления выключателя;
-
перемычке «массы» между кабиной и корпусом трактора;
-
на клеммах стартера и его креплении;
б) проверить степень заряда аккумуляторных батарей. |
Тяговое реле стартера срабатывает (слышен стук его включения), однако
дизель стартером не вращается. При этом контрольная лампа на щитке
приборов трактора функционирует нормально или притухает. |
- проверить и (при необходимости) зачистить контакты тягового реле стартера, а также отрегулировать механизм привода;
-
проверить состояние щеточно-коллекторного узла стартера
|
Запрещается запуск дизеля с помощью перемыкания клемм тягового реле стартера и установки нестандартных предохранителей.
Наступление холодов требует соблюдения дополнительных условий эксплуатации:
- при запуске дизеля следует обязательно использовать предпусковой подогрев двигателя;
- время непрерывной работы стартера при запуске дизеля не должно превышать 15 с, вторичный запуск возможен лишь через 1–1,5 мин.